Новости

Мультфильм "Курьер"

News image

 Такого в Российской анимации еще не было! Мультфильм "Курьер"! Молодой разгильдяй устраивается на службу курьером к сверхъестественному существу. Выгодная сделка оборачивается смертельной ловушкой, которая вынуждает героя бросить вызов могущественному хозяину.

Понедельник, 12 Декабря 2016

Read more
  •   Главная   •   Портфолио   •   Как заказать мультфильм   •   Творцам   •   Форум   •   Хроника   •   FAQ   •   Мастер-класс   •   Контакты   •   Карта сайта   •  
 
Как написать сценарий и где взять идею.

181364721Сценарий - сюжетная схема, по которой создаётся некоторое действие (спектакль, фильм, мультфильм...). Предназначен для передачи четкого понимания замысла автора сценария исполнителю (если угодно воплотителю). В мульт индустрии и кинематографии сценарии делятся на литературные, режиссерские и постановочные.


Литературный сценарий - является произведением доступным к восприятию обычным человеком не подкованным профессионально, фактически это литературное произведение доступное в понимании простому читателю.
Режиссерский сценарий - помимо предыдущего содержит описания позволяющие точнее понять ритм, жанр, стиль и всю атмосферу будущего фильма.
Постановочный сценарий - наиболее сухой и сложный к восприятию, но наиболее точно определяющий будущее действие. Учитывает все детали, тонкости сцен. Согласуется с раскадровкой, озвучкой и многими другими факторами.

 

  1. Где найти идею для мультфильма? 

    (Все пункты будут сопровождаться примерами не связанными с предыдущими, с целью показать разнообразие возможностей)
    Порой многие авторы заходят в тупик с этим вопросом, на самом деле поиск идеи не такая уж и сложная задача.
    Заметьте - вы каждый день живете по какому то сценарию, возможно ежедневные сценарии вашей жизни не на столько интересны, что бы их реализовывать в мультфильме, НО... если отбросить скучные и рутинные промежутки - может получиться довольно неплохая история. Это первый, но не самый лучший вариант поиска идеи. Я лишь обратил ваше внимание на то что сценарии повсюду вокруг нас. Недаром о программном коде зачастую говорят "сценарий", да, программа - это максимально точное выражение понятия "сценарий". Потому что программа выполняется абсолютно точно по написанному коду. Но вернемся к "нашим баранам"...
    Вот вам небольшая подсказка, где и как искать интересные идеи и сюжеты. Попробуйте на протяжении дня отмечать для себя те моменты, которые по вашему мнению были довольно интересны, смешны... Необязательно реальные вещи, быть может в течение дня вы подумаете о чем то интересном... Запишите это в блокнот. А вечером посмотрите сколько оригинальных сюжетов у вас набралось. В своем блокноте вы найдете не мало интересных сюжетов для мультфильма...
    И когда вы определились с идеей - вы должны держать в голове три вещи:
    а) что вы хотите донести до зрителя?(пример - в жизни не все так гладко как хотелось бы)
    б) какой эффект хотите произвести? (пример - рассмешить, сподвигнуть на подвиги, ввести в раздумья)
    в) записывайте все мысли которые приходят в голову на тему вашего будущего мультфильма. Что то вырезать или собрать лучшее проще чем придумывать натянутую сцену.

    Пример (возможные записи в блокноте):
    * Смотрел новости, милицию переименовали в полицию. Законов, формы и изменений надписей на машинах еще не придумали...
    Суть - бред на высшем уровне правительства.
    * Мишка ходил в жек за справкой о прописке, улицу на которой он давно живет в прошлом году переименовали. По документам он живет на несуществующей улице... Справку не дали...
    Суть - свобода фантазии о бюрократии и власти.
    * Шел домой, зашел в магазин купить пива, попросил "невское светлое в банке". Продавщица спросила "Тебе железом или бумагой?", сказал: "я же в банке просил... Или вы имеете ввиду в пакет упаковать?"... продавщица: "да это я не вам, у менеджера деньги меняла"...
    Суть - туплю...


    Но это только идея, которую нужно развивать далее...
  2. Дорабатываем идею до сюжета.

    Итак, идея у нас есть. Начинаем ее развивать.
    В каждой истории есть начало и конец. Как правило начало содержит в себе интригу и вызывает интерес к дальнейшим событиям, а конец несет в себе смысловое заключение, подведение итогов и мораль.
    Нет ничего проще сделать такие преукрашения и с вашей идеей. Создание начала - придумайте почему должны будут происходить задуманные события, что их спровоцировало, вызвало, где это происходит. Но в то же время выбросьте все точности которые ведут к явному разоблачению идеи, что бы сохранить интригу. Начало есть, делаем конец. В конце естественно идут последствия, результаты и другие логические заключения действия. Тут надо максимально раскрыть все то что было скрыто, что бы зритель понял то что вы ему хотели показать.
    Вот и получится сюжет.
    Пример:
    Родилась идея - Петю сбила машина, он перелетел через забор, упал на собаку, та его кусила. Кроме укуса никаких травм больше не получилось. Предположим что было очень смешно. Делаем начало:
    Почему Петю сбила машина? Шел на красный свет. Почему шел на красный? ... да слепой он например. Почему слепой объяснять не обязательно, можно начать историю с того что слепой Петя поперся через дорогу на красный свет светофора. Начало есть. Делаем конец:
    Какие последствия и результаты? Болит укушенная нога - остальное в норме. Результат - потер ногу, встал и пошел дальше. Мораль - абсолютно любая, например "если ты слепой - не ходи на красный свет, собаки покусают...". А для интереса можно сделать так что Петя прозрел.


    Сюжет есть, главное что бы он сохранял логику иначе будет непонятен зрителю, о сюжетах с отсутствием логики рассказывать не буду, это будет далеко не "для чайников". Теперь его остается только обрастить "мясом", то есть добавить все тонкости, нюансы и изюминки отображения истории.
  3. Пишем литературный сценарий.

    Какие то надписи, похожие на сюжет обросший плотью, у нас есть. Теперь надо из корявого урода сделать красавца. Приступаем к пластической хирургии и макияжу...
    В каждом предложении и даже слове ранее мы заключили очень краткую информацию о происходящем понятную только нам. Да и то только потому что в голове остались какие то образы и воспоминания о придуманном. Будьте уверены, буквально завтра от них останется меньше половины, а если и останутся - то будут казаться не такими красочными как сегодня. Вот для того что бы сохранить все моменты и пишем литературный сценарий. Стараемся описать как можно больше нюансов, окружения, логики происходящего и тому подобного, но в такой форме что бы было приятно читать (хотя кто желает может сразу отмечать неописанные или неописуемые моменты на полях). Так же в этой форме сценария стараемся уже передать стиль, ритм и жанр истории в таком виде - в каком вы хотите ее преподнести.
    Пример:
    У нас есть строка из записанного сюжета:
    "Открыл холодильник, взял молоко. Закрывая дверь прищемил палец..."
    Первый вариант обработки:
    "Моя рука крепко взялась за ручку моего холодильного товарища Самсунга и я уверенно потянул дверь на себя. Четкие и ровные ряды провизии приветствовали меня своим непоколебимым видом и лишь пакет с молоком был обмякшим и нарушал всю прелесть парада. "Уволить!!!" решил я, жестко взял "мягкотелого" за макушку и вывел из строя. Я пристально смотрел на него, как на дезертира. Как вдруг... Резкая боль поразила мою руку и я понял что автоматически закрывающаяся дверь холодильника прищемила мне палец..."
    Второй вариант обработки:
    "Кончиком пальца я коснулся блестящей ручки на двери холодильника. Все тело изнывало от ожидания прохладного, мягкого вкуса... Все еще оттягивая сладостный момент, я осторожно потянул дверь на себя... Свет... Мягкий желтоватый свет открыл моему взору стоящую в центре пустого холодильника бутылочку прохладного молока. Рука самовольно обняла бутылку всеми пальцами, успевая насладиться прохладой раньше моего горла... Глоток... Второй...Что то сильно сдавило палец другой руки, закрылась дверца... Да фиг с ними с пальцами, я не могу пропустить эти магические глотки блаженства после вчерашней попойки."

    В вариантах показана разница стилей и жанров.
    Думаю этот пример достаточно ясно дает понять как преобразовать наброски в литературный сценарий.
  4. Диалоги, монологи и другие кошмары сценария.

      Будем считать что "Ромео и Джульету" мы написали или хотябы какое то подобие, но порой очень часто для будущих творений нужно писать в сценарии диалоги... И вот тут начинается кошмар...
    Основные ошибки - это непроработанность диалогов и натянутость. В первом случае диалог написан непродуманно и оставлен как есть, а во втором он просто неестественный, натянутый, "высосанный из пальца".
    Возьмем пример:
    - Привет.
    - Привет, как дела.
    - Да вроде как нормально, только вот задумал я тут одну тему...
    - Какую?
    - Хочу убить Гитлера.
    - О, круто! А можно я с тобой?

    Вроде как обычный диалог, ничего нет плохого... но вам ведь тоже кажется что он не интересный и неестественный? В чем же дело?
    Да в том что так пожалуй никто не будет разговаривать. Каждый персонаж имеет свой характер, мысли на момент разговора, свои мировоззрения, убеждения, планы... Это все сказывается на диалоге. А приведенный пример показывает разговор двух запрограммированных машин. Попробуем исправить:
    - О, здарова, ты то мне как раз и нужен...
    - Привет, а что случилось?
    - Дело есть... на двоих...
    - Хм) Ты прям интригуешь))) Давай выкладывай, что там...
    - ну... короче... надо Гитлера убить..
    - Мля, пошел ты))) Я думал ты серьезно)))
    - В том то и дело что серьезно.
    ...
    В чем суть исправлений: мы ушли от банального приветствия и сразу подключили предложения, при этом не сделав приветствие неестественным и сократив часть диалога. Далее уходим от ненормальной фразы "Да вроде как нормально, только вот задумал я тут одну тему", она явно построена так что уши режет. Заменяем непонятное хвастовство с сомнительной интригой на четкое предложение "Дело есть... на двоих". Далее короткий шуточный ответ, присущий диалогам только встретившихся друзей и сразу переход к делу.
    После предложения убить гитлера, естественной реакцией будет понимание собеседника что он купился на шутку. Ну и дальше, если необходимо по сюжету, сообщаем что это не шутка. С этого момента можно включать описание, повествование которое не требует построения хитрых диалогов.
    В общем диалоги нужно взвешивать, сокращать и делать естественными. Попробуйте фразы вашего героя произнести где-то в жизни человеку который заранее не знает что это просто проверка фраз и диалога (не исключено что вам дадут по лицу или упекут в психушку, но искусство требует жертв). Посмотрите что будет говорить ваш собеседник.
    Очень осторожно обращайтесь со сленгами и изображением "Эллочек-людоедочек", то есть персонажей у которых основной набор слов выражается в "ну", "че", "эт" и тому подобное. При плохом построении диалогов, зритель подумает что это вы безграмотны, а не ваш персонаж. Используйте литературный "язык Пушкина", его понимают большая часть русскоязычных людей.
    И еще небольшой совет будущим Камерунам, Тарантинам и Кингам: читайте классику и просто больше читайте художественных произведений. Вы обогатите свой лексикон, без обучения научитесь строить хорошие диалоги и получите бесценные интуитивные знания по строению литературных сценариев.
    И не забывайте: написать много - не значит написать хорошо.
  5. Режиссура и постановка. Переделываем рукопись.

    Теперь у нас есть литературный сценарий который можно читать и наслаждаться как художественным произведением, но...
    Наша цель создать сценарий, который будет скорее руководством и проектом будущего мультфильма.
    Не буду подробно описывать различия постановки и режиссуры, объединю их в один пункт.
    На данном этапе работы необходимо описать все декорации, фоны, характеры персонажей, их качества и все-все мелочи которые придумали ВЫ. Литературный сценарий рассчитан на передачу ощущений, эмоций и общей стилистики будущего фильма. В то время как режиссерский и постановочный сценарии, направлены на передачу вашего видения людям, которые будут воплощать идею в жизнь.
    Пример:
    Литературная форма::
    Осень тихо опускалась на город. Розовые облака, в свете уходящего солнца, раскидывали на ветру свои невесомые крылья.
    Режиссура-постановка::
    Задний план: грязноватый, но не мрачный. Осень, листва и т.п. Трава поблекла, но на ней еще лежат разноцветные листья. Ощущение легкого беспорядка. Бледноватый закат. По небу плывут облака слева направо подсвечиваемые солнцем, их раздувает мягким ветром образуя различные красивые узоры. Ощущение приятного, спокойного вечера, подготовки ко сну. Камера движется медленно справа налево и немного назад, перед экраном иногда падает лист, низко пролетает птица...
    "
    Осень тихо опускалась на город. Розовые облака, в свете уходящего солнца, раскидывали на ветру свои невесомые крылья."
    Возможно я немного переборщил с количеством выразительности, но это сделано лишь для того что бы составить полную картину видения и показать  как необходимо описывать происходящее.
  6. Критика и редакция или как убиться ап стену.

    Ну что? У вас все готово? Замечательно! Теперь самый сложный отборочный тур, его конечно можно опустить в сценарном деле, но тогда, уверяю вас, сценарий скорее всего будет интересен менее чем половине ваших  постоянных (будущих) поклонников.
    Что нужно, даже необходимо, сделать на этом этапе: найти пять - десять друзей которые все еще вас терпят и дать им прочитать сначала литературную версию и затем режиссерскую...
    Не забудьте разбудить вашего читателя...
    Он не уснул? Прекрасно, значит он либо не дочитал, либо ему уже есть что сказать, либо он признал вас гением.
    Попросите его рассказать общее мнение о сюжете, спросите что понравилось, а где хотелось поспать, поспорьте на эти темы.
    Лучший вариант дать почитать тому кто вечно вами недоволен, тогда вы точно узнаете насколько можно улучшить ваш сценарий.
    А, я не сказал для чего это? Для протирки "замыленных глаз" и сравнения восприятия других людей. Если вам указали на какую то неинтересную часть или деталь - скажите огромное спасибо человеку и не вздумайте расстраиваться, он сделал за вас половину успеха.
    Пример:
    - Отлично, ты такой молодец, я бы так не смог придумать.
    - И что, прям все идеально?
    - Ну... в принципе да.
    - А если без принципов?
                                  ... опустим часть разговора ...
    - Да ты дебил, ну кто так сейас говорит? "Оленька, станьте моей женой!"
    - Ты не понимаешь, я писал на литературном языке, для нормальных адекватных людей...
    - Я адекватный, не переживай. Но Оленька, как то коробит... Почему не написать "Оля, я люблю тебя... Выходи за меня?"
    и т.п.
    Тут главное не переборщить с напором, что бы не подраться с товарищем и все же успеть записать все непонятки и поправки над которыми надо будет поработать. Спросите причем здесь "или как убиться ап стену"? Притом... Для многих это самый сложный и болезненный этап, не каждый способен его принять и пережить оставаясь объективным и целеустремленным. Так вот, "убейтесь ап стену" но примите к сведению всю критику, пусть даже не адекватную.
  7. Слава гению. Затмеваем Кинга.

    Теперь у вас есть полноценный гениальный сценарий, который ничем не уступает произведениям великих творцов.
    Но вам надо его кому то предложить... Я не дам рекомендаций кому предлагать. Просто ищите и предлагайте, в большинстве случаев вас культурно пошлют подальше, но... под лежачий камень вода не течет. Ищите и найдете.
    Так как же переплюнуть Стивена Кинга и других...
    Пример:
    - Привет Стивен, свали ка с моего трона, теперь я король!

P.S. Статья не является полноценным руководством и курсом ликбеза для будущих сценаристов, но дает понимание основных принципов построения и создания сценариев. Хотите знать больше? Читайте соответствующую литературу, учитесь, в одной статье не описать многолетний опыт и знания накопленные людьми в этой области. Копирование материала допустимо только с личного согласия автора, допустимо цитирование со ссылкой на материал.

 
 
  •   Главная   •   Портфолио   •   Как заказать мультфильм   •   Творцам   •   Форум   •   Хроника   •   FAQ   •   Мастер-класс   •   Контакты   •   Карта сайта   •  



© 2017 Открытая веб-студия мультфильмов, анимации и смежных проектов Animatics.ru